РАЗДЕЛ
ВТОРОЙ
ОБУЧЕНИЕ
Анализ учебной и методической работы
лицея БИТ в 2010-2011 учебном году
1.Организация работы над методической темой лицея
2.Программно-методическое обеспечение учебного процесса
3.Работа с кадрами, повышение квалификации учителей
4.Организация работы по внедрению ФГОС в 1 классе и созданию ООП НОО
5.Организация работы с одаренными детьми и работы по повышению творческой активности учащихся
1.Организация работы над методической темой лицея
В 2010-2011 учебном году педагогическим коллективом лицея была продолжена работа над темой лицея: «Создание условий для индивидуального прогресса личности лицеистов посредствам реализации компетентностного подхода».
Цель работы: обеспечить реализацию компетентностного подхода в лицее посредствам внедрения Федеральных Государственных стандартов, технологического и педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2010-2011 учебном году было проведено два тематических педагогических совета:
1.«Основные задачи управления системой образования в условиях ее модернизации».
2.«Основная образовательная программа начального основного образования МОУ «Лицей «БИТ».
Обучающие и консультационные семинары:
1.«Психологические новообразования младших школьников»
2.«О введении в ОУ ФГОС»
3.«Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»
4.«Возрастные особенности обучающихся»
5.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении».
1.1. Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность.
Лицей является экспериментальной площадкой двух уровней – городского, областного. Промежуточные итоги экспериментов подводились на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, на рабочих заседаниях городской и областной экспериментальных площадок. Материалы по реализации городского методического сообщества «Сопровождение написания программ развития» приняты к публикации в отчет департамента образования Администрации города Омска.
В течение 2010-2011 уч. года педагогический коллектив продолжил работу над проектом из программы развития по теме «Система оценивания учебных достижений учащихся МОУ «Лицей «Бизнес и информационные технологии» при реализации компетентностно-ориентированного образования». В рамках такой работы было проведено 2 тематических семинара и 5 консультаций для педагогов лицея.
Материалы работы представлены на научно-практических конференциях города, в том числе и на международной научно-практической конференции «Роль образовательного учреждения в непрерывном развитии профессиональной компетентности педагога».
Анализируя итоги экспериментальной работы педагогического коллектива по созданию и реализации в практике деятельности лицея подготовки педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся, можно выделить следующие положительные моменты:
- выявлены исторические аспекты оценочной деятельности в образовательном процессе;
- систематизированы современные требования к оценочной деятельности в школе;
- оценочная деятельность учителя рассмотрена в системе его профессиональных задач;
- выявлены основные тенденции, характеризующие отношение учителей к проблеме оценивания в отечественной школе;
-разработаны дифференцированные программы подготовки различных категорий педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся.
Планируется издание сборника материалов экспериментальной работы, по использованию и сочетанию альтернативных методов и способов оценивания образовательных достижений учащихся, разработку банка заданий, позволяющих учитывать при оценивании специфику ЕГЭ, ГИА, педагогов лицея и работников образования.
В работе по проекту задействовано 20 человек: педагоги-предметники, администрация лицея и научный руководитель Бугрова Н.С., к.п.н., доцент ОмГПУ.
Параллельно велась работа по освоению и внедрению ФГОС (Областная экспериментальная площадка Отработка стандартов второго поколения в начальной школе).
Отмечаем достижения:
- накоплена теоретическая и практическая база доля перехода на ФГОС;
- систематическое повышение квалификации по вопросам ФГОС;
- информирование общественности (регулярные семинары, лекции) по ФГОС;
- самостоятельная разработка образовательной программы;
- организована внеурочная деятельность.
2. Программно-методическое обеспечение учебного процесса
В связи с введением новых содержательных линий по алгебре и английскому языку осуществлен переход на новые программы. Все программы приведены в соответствии современным требованиям. Большая работа проведена коллективом по разработке и совершенствованию предметных тематических планов (составление тематического планирования в разделе "Результаты процесса обучения” с учетом учебных задач контрольно-измерительных материалов ЕГЭ» в старшей школе и с учетом программы формирования универсальных учебных действий в 1 классе начальной школы).
В целом учебный фонд за последний год обновился на 20% (отчет библиотеки – приложение), что нельзя сказать об основном фонде, который обновлен лишь на 10%.
20 предметных кабинетов оборудованы компьютерами и 11 кабинета- лазерными принтерами, 2 кабинета имеют интерактивные доски, 7 кабинетов – мильтимедийные проекторы. Следует отметить, что компьютеры используются практически во всех предметных кабинетах для составления отчетной документации, дидактических материалов, доля использования ИКТ на уроках постепенно возрастает.
Исходя из того, что 100% учителей имеют навыки работы на компьютере, перед коллективом лицея стоит задача активного внедрения ИКТ и интерактивного оборудования в образовательный процесс.
3. Работа с кадрами:
В текущем году продолжилась работа по систематизации данных о педагогическом коллективе, начата работа по созданию портфолио учителя и методических объединений.
Занятия в лицее проводят высококвалифицированные, творчески работающие преподаватели, постоянно повышающие свое мастерство на российских и международных семинарах и конференциях.
На конец учебного года в лицее работало 38 учителей, из них два молодых специалиста Кубрин Антон Сергеевич и Филиппова Марина Валерьевна. Мячина Ольга Анатольевна в декабре 2010 года защитила кандидатскую диссертацию и ей присуждена ученая степень кандидат биологический наук. Высшее образование имеют 35 человек. Звание «Отличник народного просвещения» имеют: Дмитриева Татьяна Иосифовна, Дьякова Ольга Николаевна, Ястребова Галина Владимировна.
Но на достигнутом педагоги не останавливаются:
- учителя информатики Кубрин А. С. и Сапрыкина Н.А. являются аспирантами ОмГПУ;
- учитель физической культуры Ваганова Е.И. и учитель начальных классов Пузько Л.В. поступили в Омский Государственный Педагогический университет на факультет педагогика и психология начального образования;
- педагог-психолог Квашнина С.А., учитель химии Шишкина Н.Е., учитель русского языка и литературы Иванова Г.А., учитель информатики Елисеенко Е.Ю., учитель экономики Желновач М.В. , директор Окшина Л.Н., заместитель директора по ВР Сидоренко Е.Г. поступили в магистратуру Омского государственного педагогического университета.
Итогом участия педагогов лицея в конкурсах профессионального мастерства:
- Леонова Валентина Федоровна, учитель математики призером Федерального конкурса лучший учитель;
-Квашнина Светлана Александровна педагог-психолог, победитель Муниципального конкурса лучших учителей;
- Мячина Ольга Анатольевна учитель биологии, призер муниципального конкурса учителей «Призвание»;
- Сидоренко Елена Геннадьевна, заместитель директора по ВР, Королева Любовь Васильевна, учитель географии и Иванова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, лауреаты Всероссийского конкурса презентаций.
4. Повышение творческой активности учащихся.
В прошедшем учебном году в лицее еженедельно проводились факультативные и индивидуальные занятия. Занятия велись по специально разработанным программам. Внеурочная деятельность направлена на достижение основных учебных целей. Она включает: предметные олимпиады, предметные декады, научно-практическую конференцию, интеллектуальные игры, телекоммуникационные проекты. Все эти мероприятия проводятся в рамках лицея. Разнообразные формы проведения способствуют развитию познавательного интереса к предметам, что в целом влияет на повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей и общеучебных умений и навыков. Результатом деятельности факультативов и индивидуальных занятий стало участие лицеистов в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников, научно-практической конференции учащихся, а так же других конкурсных программ, проводимых в 2010-2011 учебном году.
Лауреатами городской научно-практической конференции стали 3 работы:
1. Приходько Ксения 11 класс «Сон тема с вариациями» (учитель Мячина О.А.).
2. Александрова Анна 9 класс «» (педагог-психолог Квашнина С.А.).
3. Плешко Вячеслав 8 класс «Актуально ли афоризмы Стародума сегодня?» (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») (учитель Цуканова Н.Н.).
В областной научно-практической конференции «Поиск» лауреатами стали работы Приходько Ксения 11 класс «Сон тема с вариациями» (учитель Мячина О.А.); Плешко Вячеслав 8 класс «Актуально ли афоризмы Стародума сегодня?» (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») (учитель Цуканова Н.Н.).
Призеры предметных олимпиад
Предмет |
ФИ поб./пр. |
Класс |
Город |
Область |
Россия |
ФИО учителя |
Русский язык |
Момзикова Марина |
9б |
призер |
победитель |
призер |
Иванова Г.А.
|
Литература |
Момзикова Марина |
9б |
призер |
победитель |
|
Иванова Г.А.
|
Обществознание |
Вахрамеева Татьяна |
7а |
призер |
|
|
Желновач М.В. |
Итоги успеваемости за 2010-2011 учебный год.
Общее образование получило 72 человека, из них 29 (40%) человек закончили на «4» и «5» . 5 выпускников награждены грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Момзикова Марина и Нугуманова Севара получили аттестаты особого образца.
Среднее (полное) образование получили 49 человек, из них на «4» и «5» закончили 18 человек (37%). 15 обучающихся награждены грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Три выпускника получили медали:
- Приходько Ксения – золото;
- Малкова Юлия – серебро;
- Непочатов Евгений – серебро.
За 2010-2011 учебный год успеваемость учащихся составляет 100%. Количество учащихся окончивших учебный год на «5» составляет 6,5% -37обучающихся.
Количество учащихся, окончивших учебный год на «5» и «4» составляет 45%.